В борьбе за справедливость начинались чуть ли не все войны между людьми. Справедливость – в большой цене, но не она является наибольшей добродетелью.
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:39-41). Все три образа, которые здесь использует Христос, говорят об одном: не противься злому! Почему так, а не иначе, ставится вопрос? Это же вопреки справедливости! Это во что же мир превратится, если таких наглецов не ставить на место? Прежде всего, никто не сказал, что они не будут наказаны. Справедливость в виде мести причиняет бесконечные страдания людям. Кто-то должен разорвать этот порочный круг. Бог рассчитывает на церковь. Кроме нас у Него нет никого, кто бы осилил такую задачу. В чем же секрет победы? «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Быть побежденным злом – значит воздать злом в ответ на зло. Справедливость в данном случае предполагает воздаяние, т. е. отмщение.
Церковь обязана провести четкую границу между стремлением к справедливости и учением Христа. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:43-44). Но если бы даже люди и хотели остановить это родовое проклятие мести, у них нет на это силы. Кто-то первым должен простить обидчика, а это уже несправедливо. Когда же совершается «справедливое» возмездие, мы вовсе не обезоруживаем противника, но вооружаем его еще больше.
Зло может только злить. В мирском понимании победить – значит ликвидировать врага. В христианском понимании победить – значит завоевать его сердце. Любовь обезоруживает, а справедливость вооружает. Вот почему Христос велел подставить щеку ударившему тебя и отдать не только рубашку, но в придачу и верхнюю одежду. Это учение не для мира, а для церкви, которая должна мечтать не о торжестве справедливости, а о торжестве любви.
В книге «Из далекого края» автор рассказывает о своих предках, бежавших из России в Китай. В частности, он вспоминает о том, как уверовали его дедушка Яков и бабушка Пелагея. Услышав весть о Христе, Яков принял Его в свое сердце и пережил чудо возрождения. Он за это подвергся унижениям со стороны своей жены. По совету своего отца Пелагея каждый вечер, когда Яков молился перед сном, выливала ему на голову свиные помои. После каждой молитвы Яков шел мыться. Так продолжалось три месяца. Устав от бесполезных попыток «образумить мужа», Пелагея снова побежала за помощью к отцу. Он посоветовал ей взять палку и избить мужа публично перед всей общиной христиан, куда он ходит на молитвы. Следуя напутствиям отца, женщина в тот же вечер пошла в маленький дом, где собирались верующие. Вбежав в комнату, она занесла палку над мужем, который вместе со всеми стоял на коленях и молился Богу. Случилось непредвиденное. Палка сама вывалилась из ее рук, и Пелагея зарыдала во весь голос: «Я мерзкая! Прости меня! Как я могла тебя так унижать? Я хочу того, что имеешь ты!» В тот вечер она приняла Иисуса в свое сердце и полностью изменилась.
У людей того времени не было никакой духовной литературы, не было семейных психологов, консультантов и адвокатов, как у нас сегодня. При этом было смирение Якова перед Богом и доверие Ему, что не преминуло явиться благодати Божией во спасение души его жены Пелагеи.
Как видите, справедливость не решает всех вопросов. Справедливость же, которая помогает обиженному и при этом не мстит его врагу, уже не справедливость, а любовь.
По большому счету, вопрос в том, как церковь должна воспринимать людей. Государства делят всех на чужих и своих. Церковь видит всех людей одинаково. Государств много, а Церковь одна, как и Бог один. Чтобы уметь видеть душу человека прежде его национальности, церкви необходимо преодолеть интересы национальные ради интересов вечности.
«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1Тим.5:21).
Предубеждение или предвзятость может привести к лжесвидетельству, даче ложных показаний. Это происходит на почве личной неприязни, а не на основе факта вины. Именно по этой причине Апостол Павел заклинает (что есть высшая форма просьбы) остерегаться предубеждения и пристрастия в работе с душами людей.
Прежде чем подать голос за правду, церковь обязана тщательно выверить и отделить правду Божию от правды человеческой. Здесь самый трудный экзамен для церкви. Она не может стоять на стороне интересов отечества, но стоит на стороне интересов Бога. Церковь – Божия! «Он приобрел [ее] Себе Кровью Своею» (Деян.20:28).
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:1-3).
Когда человек внутренне раздражен, его раздражают все и вся. Кто-то точно подметил, такому даже соловьи жить мешают. Малейшего повода достаточно для конфликта. Парадокс заключается в том, что такой человек даже не подозревает, что корень проблемы не в аргументах, которые якобы дают ему право быть злым, но в его сердце. Для злого даже Бог злой, хотя «никто не благ, как только Один Бог» (Мф.19:17). При этом человек искренне гневается, проклинает и ненавидит. Он неуступчив, потому что прав в своих глазах. Борец за «правду»!
Но в этом случае искренность субъективна, а значит, обманчива, и только любовь объективна. Знаете почему? Потому что любовь ищет не своего, а пользы ближнего.
В мирском понимании именно сила является самым простым способом остановить вражду. Пути к победе в понимании мира и в понимании Бога противоположны. Путь к победе в понимании мира заключается в ликвидации противника. Нет человека – нет проблемы. При этом мы не хотим признавать, что вражда как состояние внутреннее всегда найдет повод для самовыражения. Линия фронта проходит через душу каждого из нас. Даже враждуя с Богом, мы ищем виновных на стороне, чтобы оправдать себя. Так, Каин, убивая Авеля, думал, что это брат виновен в его проблемах в отношениях с Богом. Но правда в том, что все обстоит с точностью до наоборот. Без мира с Богом не может быть мира с окружающими.
Если люди, носящие одну фамилию, некогда безумно влюбленные друг в друга, могут до безумия ненавидеть, подозревать и даже убивать один другого, что тогда говорить о государствах?
Нет выхода из такой ситуации. Борьба за «справедливость» нас всех уничтожит. Этот поединок закончится на двенадцатом раунде полным истощением сил соперников. Не будет славного конца. Ибо славный конец – в том, чтобы остаться обиженным, чтобы не мстить за себя, чтобы не воздавать ругательством за ругательство, чтобы молиться за обижающих и гонящих нас.
Каждый зализывает свои раны, чтит своих героев, питает собственное эго, клевещет на ближнего и при этом не думает о других. Таков итог борьбы каждого за свою правду.
В устах церкви – послание мира! Примирение между людьми неукоснительно начинается с примирения с Богом. Иначе быть не может. Христос первый назван Примирителем, Которому покорятся народы. Примирив враждующий мир с Богом, Христос, «дал нам слово примирения, и мы, посланники от имени Христова просим, примиритесь с Богом» (2Кор.5:19,20).
Александр Шевченко, пастор церкви «Дом хлеба»