История пастора, построившего первую мега-церковь в России

Перед Октябрьской революцией 1917 года Россию накрыло великое евангельское пробуждение. Эпицентром этого пробуждения стала столица Российской империи- город Санкт-Петербург. Тысячи людей оставляли мертвые традиции и начинали служить живому Богу. Интересно отметить, что в основном пробуждение затронуло высшие слои населения, в следствии чего многие аристократы, не смотря на преследование со стороны правительства, присоединялись к евангельским церквям.

Основными движениями (деноминациями) тогда были Евангельские Христиане под предводительством Ивана Проханова и Баптисты под предводительством Вильгельма Фетлера. Интересно отметить, что в советское время эти два движения соединили, и новое объединение получило название: Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов. Со временем букву "и" убрали.

По статистике, приведённой на всемирном съезде Баптистов, в России на момент революции было свыше 500 тысяч евангельских христиан! Основную роль в становлении и распространении живого христианства в России сыграл Вильгельм Фетлер.

Вильгельм Фетлер родился в 1883 году в Латвии в семье баптистского пастора. Будучи подростком, Вильгельм посвятил свою жизнь Господу и решил принять водное крещение. Из-за опасения преследования, отец Вильгельма решил преподать сыну крещение ночью. Но кто-то узнал об этом, и поэтому когда отец с сыном выходили из воды, в них посыпались камни, один из которых разбил голову отцу Вильгельма- Андреасу.

По окончании школы Фетлер устроился работать в финансовый отдел крупного велосипедного завода в Риге. Вскоре, видя его смекалку, Фетлера поставили на должность управляющего. Это был взлёт его карьеры, в результате чего перед ним открывались великие возможности. Для себя Фетлер тогда решил, что его будущее это бизнес!

Шёл 1903 год. Однажды перед окончанием работы молодой Фетлер подошёл к окну своей конторы и увидел толпы людей, покидающих смену и расходящихся по улицам города. И вдруг он услышал чёткий голос: Вильгельм! Фетлер аж повернулся, чтобы посмотреть, кто с ним говорит, но никого сзади не было.

"Видишь ли ты это множество духовно голодных людей? Если ты, который уже познал спасение, не понесёшь им весть о Христе, никто не будет в состоянии заменить тебя. Многие могут делать твою работу здесь, но никто не может делать её там вместо тебя".

После произошедшего Вильгельм решил оставить свою прибыльную работу в конторе и посвятить себя служению. Он понимал, что для этого ему нужна подготовка, поэтому с помощью словаря он написал письмо-прошение в Англию в колледж Сперджена и получил положительный ответ. В 1904 году, находясь в Англии на учебе, Фетлер узнал о пробуждении в Уэльсе под предводительством Эвана Робертса и решил лично съездить туда, чтобы посмотреть что же там такое происходит. На тех служениях Дух Святой очень сильно коснулся Фетлера.

После увиденного в Уэльсе Вильгельм возвратился в колледж и сказал своим друзьям: «Я понял разницу между обычной евангелизационной компанией и непосредственным движением Святого Духа».

Читая историю Джона Нокса, Фетлер часто закрывал книгу и взывал к Богу: "Господи, дай мне Россию или пошли мне смерть…" (Этой молитвой Джон Нокс молился за Англию). Так Вильгельм научился молиться часами, не замечая времени: очень часто пять минут, которые он решал провести в молитве, продолжались три часа...

Вскоре после окончания колледжа Фетлеру предложили начать служение в Санкт-Петербурге. По приезду туда он первым делом посетил общину Евангельских Христиан, возглавляемую Каргелем, но не присоединился к ним, а приступил к организации новой общины баптистов. На средства английской миссии Фетлер снял огромный концертный зал в центре Санкт-Петербурга и дал объявление в газете, что он будет читать лекции на духовную тему. Через короткое время зал на 700 мест уже не вмещал всех желающих слушать Слово Божье. Видя нужду, Фетлер арендовал новые залы и назначал других братьев там служить. Уже через 5 лет в одном только Санкт-Петербурге было 12 мест, где проводились служения баптистов с тысячами слушателей.

Первые служения Фетлера в Петербурге. Фетлер в центре за кафедрой.

Служения Фетлера начали посещать аристократы, среди которых был Столыпин, граф Витте, мадам Черткова и другие. Однажды Фетлер даже встретился с писателем Львом Толстым и убеждал его принять живого Бога.

К 1910 году возникла необходимость в своём здании. Фетлер получил разрешение на строительство Дома Молитвы, которое ему лично вручил царь Николай II. Через два года строительство было завершено, и новое здание, известное как Дом Евангелия, распахнул свои двери для прихожан: современный зал на 2000 мест, возвышенность для хора на 120 мест, ещё два вспомогательных зала на 400 и 600 мест! Это была первая мега-Церковь в России. Имея своё здание, община Дом Евангелия начала набирать обороты и стала центром для распространения Евангелия по всей империи. При церкви действовала воскресная школа на 800 учеников, проходили и курсы по подготовке служителей, а также проводились классы, обучающие женщин шитью и рукоделию.

Наблюдая огромный успех в столице России, в 1912 году Фетлер передал служение братьям и возвратился в родную Латвию. По прибытию в Ригу он сразу же арендовал огромный зал, который в считаные недели заполнился до отказа. По опыту Петербурга, Фетлер в Риге начал строить огромное здание, которое получило название "Дом Голгофы": два зала, один из которых на 1000 мест, второй - на 200, столовая и множество подсобных помещений.

Дом Голгофы в Риге

После того, как Фетлер наладил работу в Петербурге и Риге, он переехал в Москву. Но в Москве, в которой на то время было 1600 православных храмов, против него поднялась большая оппозиция. В 1914 году с подачи Православной церкви Вильям Фетлер был арестован и осуждён на пожизненное заключение в Сибири на каторжные работы. Но через знакомства с петербургскими аристократами, пожизненное заключение заменили на депортацию из страны.

Итак, семья Фетлера переезжает в Америку, где он сразу же начал трудиться среди русско-язычного населения в Нью-Йорке и организовал там церковь. Интересно отметить, что после уезда Фетлера в Филадельфию, ту церковь возглавил Иван Воронаев.

У Фетлера было 13 детей, которые играли на духовых инструментах



Будучи в Америке, Фетлер обучал новых пасторов в открытом им библейском колледже в Филадельфии. Многие из его учеников понесли благую весть в Польшу, Латвию и даже Советскую Россию.

Сам Фетлер в 1923 году возвратился в Ригу, где открыл новую церковь и построил новый храм, который назывался "Храм Спасения". С Риги он вел миссионерскую деятельность в Латвии и Польше, а также поддерживал миссионеров, которые трудились в СССР. Стоит отметить, что в начале 20-ых г. в Советской России была относительная свобода, поэтому миссионеры, посланные Фетлером, открыли десятки церквей и привели к Богу тысячи людей.

Храм Спасения в Риге

Но с наступлением 30-ых г. свобода закончилась, и многих баптистских проповедников сослали в концлагеря, а некоторых расстреляли. В том же году 5 февраля был закрыт знаменитый храм в Петербурге - "Дом Евангелия". Здание было передано заводу "Электроаппарат".

В 1937 году, передав церковь в Риге своему брату Роберту Фетлеру, Вильгельм приехал на Западную Украину, которая находилась под властью Польши. Как-то посетив служение в Луцке и увидев жажду людей, Фетлер сказал: "Остаток своей жизни я посвящу этому великому 40-миллионному украинскому народу"! В это время он решил изменить своё имя и взял себе псевдоним - Василь Малов. Этим он хотел показать свою незначимость в руках Божьих.

Но его мечте не было суждено сбыться, так как через два года Западную Украину оккупировали советские войска.

Василю Малову удалось бежать перед наступлением коммунистов назад в Америку, но его брата, Роберта Фетлера, пастора церкви в Риге арестовали. Обвинив в антисоветской деятельности, Роберта и его двоих несовершеннолетних сыновей сослали на каторгу, где через два месяца они были замучены до смерти. Это событие очень сильно потрясло Василя.

Вернувшись в Америку, Василь Малов организовал новое Русское Библейское общество, целью которого была доставка Библий в Советский Союз. В это время многие братья из его движения начали сторониться Малова из-за его связей с пятидесятниками, которых он, в отличии от Проханова, считал своими братьями.

11 августа 1957 года Василь Малов посетил украинскую церковь в Канаде, где после проповеди, окружённый братьями, он попросил: "Братья, спойте мне что-нибудь..." Кто-то начал песню "Братья, все ликуйте!", написанную в свое время Фетлером. По его лицу покатились слезы. "Братья, спойте мне еще по-украински". И братья начали: "Отчэ Нэбэсный...". После этого служения он отправился к себе домой, а через три дня браться узнали, что он умер.

Вильгельм Фетлер ушёл к Иисусу, Которого он так сильно любил, ради Которого страдал и ради Которого так много сделал...

На кладбище городка Эль-Серрито, неподалеку от Сан-Франциско, находится могила, на которой написан только стих:

" Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил... 2 Тим. 4:7" и надпись - Василь Малов, 1883-1957.

http://www.romansavochka.com

Поделиться:
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...