Главный концерт Большого фестиваля «500 лет Реформации»

Большой музыкальный фестиваль «500 лет Реформации» проходит в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла в Москве с 16 сентября по 31 октября 2017 года.

28 сентября состоялся Главный духовный концерт фестиваля с большой симфонической программой, в которую вошли две важнейшие партитуры XIX столетия, обращенные к событиям Реформации: Симфония №5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона. Они прозвучали впервые в авторской редакции с участием хора и солистов, что подчеркивает их соборный и праздничных характер. Вечер стал кульминацией фестиваля в российской программе празднования 500 - летия Реформации.

Исполнители: лауреаты международных конкурсов: Дарья Давыдова (сопрано), Илона Ананьина (сопрано), Виталий Калачев (тенор); Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова; Камерный оркестр «Инструментальная капелла»; ансамбль Collegium Musicum. Художественный руководитель и дирижер концерта – Олег Романенко.

«Реформационная» симфония создана Мендельсоном как музыкальный монумент и приношение Мартину Лютеру. Поводом для ее написания послужило 300-летие Аугсбургской декларации, принятой в 1530 году и одобренной Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. В финал симфонии Мендельсон включил один из главных гимнов лютеран – «Ein Feste Burg is unser Gott», текст и мелодия которого написаны Лютером. За сто лет до Мендельсона эту же тему использовал в «Реформационной» кантате Бах. В первой части звучит распев, известный как «дрезденское амен», хорошо известный прихожанам и в наши дни. Обе темы чрезвычайно торжественны и праздничны, благодаря им, симфония обретает характер величественного ликования.

В музыкальной композиции Мендельсон следовал за своим кумиром Бетховеном, а точнее – его Девятой симфонии, которую Мендельсон слышал несколькими годами ранее. Так же, как знаменитая тема «Оды к радости», в финале «Реформационной» рождается тема гимна «Ein Feste Burg». Эта параллель позволила пойти дальше: в 2012 году в рамках программы «Музыка и Реформация», проходившей в преддверии 500-летия Реформации, немецкий композитор и церковный музыкант Торстен Штерцик сделал редакцию III и IV частей симфонии с участием солистов и хора. Как и в хорале Лютера, в тексте он использовал свободное переложение 46 Псалма. Его версия была издана крупнейшим европейским издательством Breitkopf & Härtel, в России она исполнена впервые.

Симфония №2 Мендельсона имеет заголовок «Lobgesang» («Хвалебная песнь») и обозначение «симфония-кантата». Она была написана к празднованию в Лейпциге 400-летия изобретения Гутенбергом книгопечатания – еще одного важнейшего для истории лютеранства события. Финальная часть симфонии представляет собой самостоятельную кантату в девяти частях на тексты из Библии. В ее основе лежит тема хорала «Alles was Odem hat, lobe den Herrn!». При жизни композитора симфония пользовалась огромной популярностью, сегодня же в концертных программах она встречается не часто, и концерт в соборе святых Петра и Павла – уникальная возможность услышать одно из лучших сочинений, созданных в русле и духе Реформации.

О важности такого уникального события, как в самой культуре, так и в духовной жизни нашей страны сказали Дитрих Брауэр, Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и Олег Романенко, художественный руководитель и дирижер концерта и ансамбля «Collegium musicum».

Дитрих Брауэр, Архиепископ Евангелическо - Лютеранской Церкви в России:

- Во-первых, этот концерт, посвященный непосредственно событию Реформации. Есть произведения, музыкальное культурное наследие, которое непосредственно связано с Реформацией. Сквозь столетия это событие вспоминалось в разные времена. Сегодня мы слышали музыку Мендельсона. Время, в которое он жил, тоже было не простое. Его музыка по-разному принималась, отвергалась. Но сквозь столетия мы чувствуем эту связь времен, связь с наследием самого Мартина Лютера. В этом концерте звучал хорал «Господь - Наш Меч, Оплот и Щит и твердая Основа для нашего будущего». Сам Мендельсон открыл другого лютеранина – Иоганна Себастьяна Баха. А мы сегодня их открываем заново! Мы открываем заново вообще Реформацию! Ведь уже почти стерто из памяти людей, что такое событие вообще произошло. Может быть, что-то знали о Реформации как одно из исторических событий из учебника истории. А то, что это вообще жизнь людей, что это может быть с каждым человеком веры во Христа, раньше не было и речи. Это открытие совершается вновь в наши дни.

События, концерты, связанные с Реформацией, которые сейчас проводятся в Лютеранской церкви, позволяют легко раскрыть то наследие, которое мы имеем от Реформации. Это не лекции, не богослужение с проповедью, не таинство, в которое надо погрузиться, понять. Это, то, что сказано нам, сыграно на универсальном языке музыки, на языке, который открыт и доступен для каждого человека, кто желает этого. Такого желания приближения к Богу, веру самого Мендельсона все присутствующие могли ощутить на этом концерте. Хотелось бы услышать отклик в сердцах присутствующих.

- Ваши пожелания?

Мы рассказываем больше сейчас о том, что мы есть, что делаем, что церковь всегда жила, никогда не умирала. Сегодня мы живем под мирным небом в России и стараемся сделать все, что только возможно. За эти прошедшие годы много сделано и делается, особенно в этот юбилейный год Реформации, люди узнают все больше и больше о важном событии Реформации.

Олег Романенко, художественный руководитель и дирижер концерта и ансамбля «Collegium musicum», регент Московской Центральной церкви ЕХБ.

- Значение такого концерта для нашей культуры?

Для нашей культуры вообще, такой концерт - это очень серьезное выдающиеся событие, потому что произведения Мендельсона исполняют достаточно редко. Во-первых, для такого исполнения нужны серьезные исполнительские силы, такие как большие филармонические оркестры, во-вторых, эту музыку сложно играть, много разных инструментов, которые должны играть в унисон, должны быть высокого уровня музыканты. У Мендельсона есть более популярные произведения, а посвященное Реформации звучит очень редко. Тем более в этом концерте звучало первое исполнение хоралом именно авторской версии. Как объяснила ведущая концерта Наталья, у Мендельсона не требовалось добавлять текст и хор, потому что это произведение называют Марсельезой 16 века. Поскольку 500-летие Реформации мы решили исполнить его не на немецком, а в русском переводе. Для церковной и около церковной среды жизни это тоже значимое событие. Очень рад, что собор был полный.

Среди исполнителей есть филармонические коллективы, но основной состав - ансамбль «Collegium musicum» – это верующие люди из разных конфессий, для которых это не просто обычная симфония, а духовная музыка, реформационная симфония, хвалебная песня Богу. Всякое дыхание да хвалит Господа. Это все откликалось у музыкантов, надеюсь, что у публики тоже.

Прозвучавшие сочинения я давно мечтал исполнить еще со времен учебы в консерватории. Слава Богу это случилось на 500-летие Реформации. Когда мне предложили сделать Главный духовный концерт к 500 - летию Реформации, я сразу же решил готовить с музыкантами «Реформационную» симфонию и симфонию - кантату «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона

- Ваши пожелания?

Классическая музыка - элитарная. Мы стараемся ее популизировать и воспитывать слушателя к серьезной духовной музыке. Нашему коллективу ансамблю барочной музыки «Collegium musicum» это удается. В 2017 году в связи с празднованием 500-лет Реформации мы начали два огромных цикла. Один – это все сочинения Баха для органа, 15 концертов, рассчитанные на три концертных сезона. И еще более грандиозный - это цикл всех кантат Баха, которых больше двухсот. Мы начали такой цикл этой осенью.

Мы приучаем постепенно публику к классике от музыки Вивальди, до другой классической музыки, которая им мало известна, но необходима для души, как духовная пища.

Зоя Бардина

http://baptist.org.ru


Опубликовал: Миссия QSola

Поделиться:
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...